"Влияние оценки на процесс саморегуляции молодежи" автор А.А. Гринько

Оценки необходимы человеку для организации почти любого акта взаимодействия с предметным миром, с другими людьми, с обществом. С сегодняшней политический и социальной обстановкой в нашей стране молодежь является самым не защищенным звеном в социальной цепочки. Личностное и профессиональное развитие молодежи тесно связано с процессом саморегуляции. Процесс осознанной саморегуляции есть, по сути, процесс постоянного оценивания условий, своих возможностей, текущих и конечных результатов, ценности самих целей, своих индивидуальных особенностей, значимых в контексте деятельности.

1. В работах X. Хелсона и его последователей экспериментально подтверждено положение о том, что при оценке величины любого стимула человек использует определенный вид «личной шкалы», относительно «средней» или нейтральной точки которой («уровня адаптации», по терминологии автора) и производится оценивание. При этом было показано, что формирование «личной шкалы» происходит путем постоянной ассимиляции стимулов, относимых человеком к данному классу, в его индивидуальном опыте.

2. Наибольшее значение для общепсихологического анализа проблемы имеет понимание того, что собой представляет оценочное основание, что составляет его содержание и каков принцип его организации. Батурин пишет, что оценочное основание — это совокупность представлений о степени выраженности какого-либо свойства предметов и явлений, которая «накоплена» в процессе социализации и в индивидуальном опыте взаимодействия с предметами и явлениями, относимыми субъектом к одному классу, и которая нечетко упорядочена по принципу превосходства в степени выраженности данного свойства в процессе «наивного шкалирования». Совокупность таких представлений может объединяться в целостное представление о нормальном, типичном, среднем, должном предмете или явлении. В наиболее простом случае оценочное основание — это представление об единичном, но действительно эталонном объекте, признанном таковым на основе индивидуального или социального опыта.

3. Отличие же между обычным отражением отношений превосходства и оценкой заключается в том, что при оценивании сравнение производится не между двумя единичными объектами, а между объектом оценки и оценочным основанием, т. е. накопленным и обобщенным представлением об обычном, усредненном объекте. Формирование такого оценочного основания происходит как раз за счет «обычного» отражения отношений превосходства между парами единичных объектов (1).

4. В. Е. Клочко обнаружил, что эмоции учавствуют в отражении системных, психологических качеств предметов, презентируя их в сознании человека. Иначе гороря. они учавствуют в том процессе, в котором происходит «смешения» внешнего и внутреннего, их переход. Эмоции, таким образом, учавствуют в процессе отражения, но «особым образом», в качестве «переживания» значимости или ценности попадающего в сознание явления. В тоже время попавшее в сознание, отразившиеся с помощью эмоций предметы окружающегося мира рефлеусируются человеком в их предметности (значении), необходимости (смысл) и возможности (ценности) действовать с ними. Рефлексируемые человеком значения, смысл и ценность предметов вербализуются и презентируется тругим и самому человеку в вербальных оценках. Поэтому вербальные оценки несут в себе смысы и ценности предметов, характерезуя тем самым ценностно-смысловое содержание сознания человека.

5. Оценки являются одним из новообразований психологической системы, по которому можно судить о соответствии действующего человека и той части мира, в которой осуществляется деятельность. И тогда естественно предполагать, что в оценках не просто фиксируется, но совершается факт вписывания информации в образ мира человека, и превращение ее (или предметов, за ней стоящих) в одну из координат построения жизненного мира человека.

1. Батурин Н.А. Проблемы оценивания и оценки в психологи. // Вопросы психологии – М., Педагогика №2, 1989.
2. Белоусова А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности. Ростов-на-Дону, 2002.
3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976

Супервизор, Психодраматерапевт — г. Ростов-на-Дону