Миссия и Основная цель Ассоциации

Ассоциация создана с целью защищать интересы ее членов и определения стандартов обучения метода психодрамы, социометрии и групповой психотерапии, сохраняя высокий профессиональный уровень, а также популяризировать метод путем развития научной и практической деятельности в Российской Федерации и за ее пределами, консолидируя психотерапевтов и психологов в интересах развития психологии и профессионального сообщества.

 Ценности  Ассоциации «Академии психодрамы и спонтанного тренинга» заключаются в соблюдении этического и профессионального  кодекса специалистов (членов Ассоциации).

Этический  кодекс  «Академии психодрамы и спонтанного тренинга»

Сформулирован на основании этического и профессионального кодекса психодраматистов Европейской федерации  тренинговых организаций в области психодрамы (ФЕПТО), принятого в качестве документа, регулирующего деятельность психодраматистов в Европе.

Разработан: Маурицио Гассо, Гордон Лангли, Юдит Тешари (Maurizio Gasseau, Gordon Langhley, Judith Teszary)
Перевод: Павел Корниенко, редакция 2-030 от 02.05.2014 г.

  1. Профессиональное поведение

1.0. Членам Ассоциации всегда необходимо действовать честно и добросовестно, без принуждения, обмана или введения в заблуждение. Члены Ассоциации должны оставаться в рамках законов РФ.

1.1. Членам Ассоциации необходимо быть честными с клиентами относительно своего текущего профессионального статуса и своей профессиональной подготовки.

1.2. Члены Ассоциации должны использовать свою профессиональную деятельность в первую очередь для пользы клиента, а не для удовлетворения своих собственных потребностей.

1.3. Членам Ассоциации необходимо стремиться повышать уровень своей осознанности и развития, как в личной, так и в профессиональной сфере.

1.4. Члены Ассоциации обязаны поддерживать качество своей практики на должном уровне с помощью отслеживания и критического анализа своей работы: самостоятельно, с коллегами, с супервизором.

1.5. Члены Ассоциации должны открыто и ясно предупреждать о предполагаемом присутствии наблюдателей, протоколистов и ко-терапевтов, играющих роли. Они должны отчетливо разъяснить, что все присутствующие до начала работы согласились следовать правилу конфиденциальности и другим правилами, изложенным в пункте 2.1.0.

1.6. Члены Ассоциации ответственны за принятие решения об адекватности использования психодрамы для каждого конкретного клиента. Также они ответственны за допуск клиента к участию в групповой работе, с учетом специфики конкретной группы и клиента. Если психодраматист принимает решение о недопуске клиента, он должен предложить ему варианты, где клиент сможет получить помощь − у коллег или у специалистов других направлений.

1.7. Члены Ассоциации должны с большой осторожностью относиться к перепроигрыванию травматичных ситуаций, тщательно выбирать подходящие психодраматические техники, чтобы минимизировать вероятность усугубления ситуации или ретравматизации.

1.8. Для того чтобы быть пригодными к практике, члены Ассоциации должны поддерживать адекватный уровень своего эмоционального и физического здоровья. Члены Ассоциации  осознанно должны отказаться от практики, если их плохое психическое или физическое состояние может оказать негативное влияние на клиентов. Сюда относится и злоупотребление веществами, которое может нанести ущерб профессиональной практике.

1.9. Члены Ассоциации должны знать и уважать культурные нормы общества, в котором они работают.

1.10. Члены Ассоциации должны знать и уважать культурные традиции своих клиентов, студентов и коллег.

  1. Отношения с клиентом

2.1. Конфиденциальность

2.1.0. Клятва Гиппократа обязывает специалиста хранить в тайне всю информацию, полученную в процессе профессиональной деятельности. В групповой психотерапии и психодраме клятва Гиппократа распространяется на всех участников группы, и каждого в равной степени обязывает не открывать посторонним доверенную им информацию о других участниках. Также является конфиденциальной и информация о третьих лицах, не включенных в группу.

2.1.1. Члены Ассоциации должны рассматривать как конфиденциальную всю информацию, полученную от клиента, вне зависимости от того, где она была получена – на терапевтической сессии или вне нее. Исключением является ситуация, когда клиент ясно обозначает, что определенная информация открыта для распространения. Члены Ассоциации должны оповещать участников группы о правиле конфиденциальности и акцентировать на нем их внимание. Использование конфиденциальной информации возможно только в следующих случаях:

  • В обсуждении со своим супервизором.
  • Когда у участника группы есть основания полагать, что произошло нарушение правил профессиональной этики. В этом случае ему следует обратиться к председателю этической комиссии.
  • С разрешения клиента − в обсуждении с другими профессионалами, непосредственно работающими с клиентом или членами его семьи.
  • При использовании случая клиента в качестве примера при обучении специалистов. В этом случае информация должна быть представлена таким образом, чтобы анонимность клиента была тщательно защищена. Также важно везде, где возможно, получать согласие клиента на использование информации.

Конфиденциальность также может быть снята:

  • С согласия клиента.
  • По решению суда.
  • В силу общественного интереса, если есть информация о произошедших или предполагаемых уголовных преступлениях или серьезном злоупотреблении другими. Но в этом случае перед снятием конфиденциальности важно проконсультироваться с юристом.

2.2. Вознаграждение

2.2.1. Частнопрактикующие Члены Ассоциации  не должны предлагать комиссионное вознаграждение, оплату или какие-то преимущества человеку, направляющему к ним клиентов.

2.2.2. Члены Ассоциации  не должны использовать информацию, полученную в ходе их отношений с клиентами или студентами, для личной выгоды.

2.2.3. Члены Ассоциации  должны ясно и без пристрастия в свою пользу заключить письменный или устный контракт с клиентом до начала терапии. В случае частной практики контракт должен ясно определять все финансовые условия, включая правила оплаты, способы оплаты и любые другие.

2.3. Контракт

2.3.1. Член Ассоциации  должен заключить ясный контракт, описывающий процесс и назначение групповой/индивидуальной психотерапии. Контракт с клиентом должен содержать цели психотерапевтической работы и желаемый эффект.

2.3.2. Члены Ассоциации должны быть честными перед собой и клиентами в оценке своих профессиональных возможностей. Клиент и психодраматист должны регулярно пересматривать контракт, чтобы гарантировать работу в интересах клиента.

2.3.3. Член Ассоциации должен уделить заключению контракта на терапию достаточное количество времени и внимания. Если клиент хочет завершить терапию, психодраматист должен решить, является ли это истинным желанием или проявлением терапевтического кризиса, и в соответствии с этим давать рекомендации клиенту.

2.4. Границы

2.4.1. Члены Ассоциации должны уделять внимание пространству, в котором они работают с клиентами. Важно, чтобы место для терапии было надежным и безопасным.

2.4.2. Члены Ассоциации  должны быть внимательны к профессиональным границам с клиентами и обучаемыми. Члены Ассоциации должны осознавать опасность смешения ролей, которое может быть пагубным для терапевтических и учебных отношений.

2.4.3. Решительно никогда Член Ассоциации не должен вступать в сексуальные или близкие личные отношения с клиентом. Психодраматист не должен допускать развития сексуальных отношений. Если есть вероятность развития сексуальных отношений между Членом Ассоциации и клиентом, который хочет продолжить терапию, психодраматист обязан прекратить терапию и рекомендовать клиенту работать с другим психодраматистом.

2.4.4. Члены Ассоциации должны информировать клиентов и студентов о факторах, которые могут оказать влияние на их согласие участвовать в работе. Например, о ведении видеозаписи или о чем-то другом, что может угрожать конфиденциальности психотерапевтических отношений. Психодраматист обязан всегда достоверно информировать и получать осознанное согласие всех участников, приглашенных на записываемые или наблюдаемые сессии. Он также обязан сообщить им, что они имеют право в любой момент изменить свое решение.

  1. Отношения с обществом

3.1. Члены Ассоциации являются профессионально подготовленными специалистами, которые практикуют квалифицированно и ответственно. Они обеспечивают безопасность для клиента в проводимой ими психотерапевтической работе, гарантируя тем самым, что метод психодрамы не приобретет плохой репутации в обществе. Практикующие Члены Ассоциации должны иметь завершенное, признаваемое образование, и их имена должны быть включены в реестр членов Ассоциации.

3.3. Рекламируя себя, практикующие Члены Ассоциации должны недвусмысленно и ясно обозначать цели и задачи профессиональной услуги, которую они предлагают.

3.4. Членам Ассоциации необходимо поддерживать научные исследования, и там, где это возможно, — инициировать, помогать или участвовать в них. Клиенты, привлекаемые как субъекты исследования, должны быть информированы о характере предстоящих исследований, и, опираясь на это, дать свое согласие на участие.

3.5. Члены Ассоциации , помимо терапевтической роли, играют в обществе также роль просветительскую. И они должны стремиться продолжать свое собственное образование.

3.6. Использование психодрамы не ограничено ее клиническим применением. Члены Ассоциации могут использовать свои навыки для работы с социальными проблемами за пределами психотерапевтического контекста, но этические требования об осознанном согласии клиента и конфиденциальности должны применяться по-прежнему.

3.7. Члены Ассоциации  несут ответственность за продолжение своего собственного развития через личную терапию, обучение и супервизию.

3.8. Члены Ассоциации разделяют принципы антидискриминационной политики, свободы слова и прав человека.  Членам Ассоциации следует предпринимать действия, чтобы поддерживать эти ценности.

  1. Этический и профессиональный кодекс супервизоров и тренеров психодрамы

4.1. Супервизоры и тренеры обязаны осознавать свои личные особенности, порождающие предубеждения и стереотипы, и учитывать их воздействие на супервизию и обучение.

4.2. Супервизоры должны быть внимательны ко всем проявлениям предубежденности и претенциозности, которые психодраматисты обнаруживают в своей работе с клиентами. Супервизоры должны повышать осознанность супервизируемых про эти проявления и, если это необходимо, оспаривать работу супервизируемого.

4.3. Супервизия и обучение – это «неэксплуататорская деятельность». Основные ценности супервизии и обучения – честность, ответственность, беспристрастность и уважение. Это относится к любым формам супервизии и обучения, а также к другим оплачиваемым услугам.

4.4. Супервизия – это конфиденциальная деятельность. Супервизоры должны прояснять границы конфиденциальности их работы с супервизируемыми.

4.5. Супервизоры и тренеры несут ответственность за безопасность супервизируемых и обучаемых и их клиентов, где это возможно.

4.6. Супервизоры и тренеры несут ответственность за поощрение компетентности супервизируемых и обучаемых.

4.7. Супервизоры и супервизируемые, тренеры и обучаемые должны в начале совместной работы заключить контракт и договориться о финансовых условиях.

4.8. Супервизоры должны предпринимать шаги, чтобы следить за своей собственной компетентностью, в том числе через супервизию своей супервизорской работы.

4.9. Супервизоры, тренеры и руководители несут ответственность за установление границ, отделяющих супервизию от других форм взаимодействия: терапии, обучения и руководства.

4.10. Супервизоры и супервизируемые должны гарантировать, что их межличностный контакт и/или социальная связанность не оказывают негативного влияния на супервизию.

4.11. Психодраматисты не должны супервизировать или обучать людей, которые проходят у них терапию.

4.12. Супервизоры и тренеры не должны эксплуатировать своих супервизируемых и обучаемых материально, сексуально, эмоционально или любым другим способом. Решительно никогда супервизор или тренер не должен вступать в сексуальные отношения с супервизируемым или обучаемым.

4.13. Супервизоры и тренеры ответственны за информирование супервизируемых и студентов в случае, если качество их деятельности ухудшается из-за личных, или связанных со здоровьем, или любых других причин. Супервизоры и тренеры обязаны позаботиться о том, чтобы их супервизируемые/студенты приняли необходимые меры.

4.14. Супервизоры и тренеры должны стремиться повышать свою профессиональную квалификацию и компетентность.

4.15. Супервизоры и тренеры обязаны прекратить супервизорскую и тренерскую работу, если качество их деятельности ухудшается вследствие личных проблем, болезней или любых других причин.

4.16. Супервизор и супервизируемый должны заключить контракт, включающий в себя договоренности об оплате, месте встреч, времени встреч и ожидаемых результатах, до начала совместной работы.

4.17. Супервизоры, которые супервизируют студентов в рамках программы обучения психодраме, должны прояснить своим супервизируемым свои обязанности перед ними и перед программой обучения. Тренеры и обучаемые должны до начала работы заключить контракт, включающий в себя договоренности о сроках оплаты, месте встреч, времени встреч, ожидаемых результатах и программе обучения.

4.18. Супервизор не должен раскрывать конфиденциальную информацию о своем супервизируемом или о клиенте супервизируемого без согласия того человека, о ком идет речь. Ниже сформулированы исключения:

    • При необходимости защитить ребенка − участника психодрамы от жестокого обращения.
    • При использовании в обучении специалистов. В этом случае информация должна быть представлена таким образом, чтобы анонимность клиента и супервизируемого была тщательно защищена. Также важно везде, где возможно, получать согласие на использование информации.

4.19. Супервизоры, которые супервизируют студентов в рамках программы обучения психодраме, могут говорить о работе своих супервизируемых с их тренерами в соответствии с изначально заключенным контрактом.

4.20. Если курс супервизии покажет, что супервизируемому необходима терапия, то супервизор ответственен за то, чтобы рекомендовать ее супервизируемому.

4.21. Если разногласия между супервизором и супервизируемым не могут быть разрешены ими самостоятельно, супервизор должен проконсультироваться с таким же профессионалом и при необходимости рекомендовать супервизируемому обратиться к другому супервизору.

4.22. Если разногласия между тренером и обучаемым не могут быть разрешены ими самостоятельно, тренер должен проконсультироваться с таким же профессионалом и при необходимости рекомендовать обучаемому перейти к другому тренеру.