"Оптимизация состояния подростка через работу с родителями в психодраме" автор Е.C. Пономарева

Психолог в системе образования постоянно сталкивается с такими запросами как нежелание учиться подростка, закрытость и желание скрыть большую часть информации о себе, упрямство и нежелание идти на компромисс. Родители, реально видящие сложность создавшейся ситуации на прямую обращаются к специалисту, но в основном такого рода сигналы первоначально идут от преподавателей. Большую часть времени подросток колледжа, в котором я работаю, проводит в стенах учебного заведения и все его психологические особенности личности видны как на ладони в процессе обучения.

В сложившейся ситуации, когда родители в основном посвящают себя трудовой деятельности, связующим звеном между детьми и родителями становится система образования, которая показывает реально происходящие вещи с их ребенком. Когда через психолога и преподавателей родители узнают о том, что происходит с подростком происходит несовпадение своих иллюзорных представлений с реально происходящими событиями. На этом фоне многие родители испытывают потребность получить поддержку в воспитании своих детей. Такие факторы как экономическая нестабильность, вызывают озабоченность финансового благосостояния семьи, что к сожалению, ведет к потере контакта с детьми любого возраста. После тяжелого трудового дня среднестатистические родители приходят домой уставшими и не готовыми решать возникшие трудные жизненные ситуации ребенка в школе, а так же разбираться в его взаимоотношениях на межличностном уровне.

Таким образом возникает ситуация попустительства и самоустранения из процесса воспитания, что отвечает прежде всего за нравственность и личностное развитие ребенка. Как психолог профессионального образовательного учреждения, особое внимание, хочется уделить воспитанию молодых людей 15-16 лет. Когда подростки чувствуют себя взрослыми, но полностью еще зависят от родителей, возникают ситуации постоянного противопоставления своего мнения авторитету родителей. Такое положение вещей вызывает недоумение, усталость и некую растерянность. Хочется понять, что делать в такой ситуации и как можно повлиять на личностное, нравственное и интеллектуальное развитие отпрыска.

В такой ситуации родители начинают задавать конкретные вопросы, по создавшимся ситуациям и думают, что получат в ответ абсолютную формулу взаимодействия с ребенком, после использования которой, он начнет в срочном порядке выполнять любую его просьбу. И какое же разочарование приходит, когда в ходе беседы раскрываются темы прежде всего личностного роста родителей, а так же вопросы сформировавшихся взаимоотношений внутри семьи.

Если родители не придерживаются определенной линии в стиле воспитания, когда существует некая неустойчивость во взаимодействии с ребенком, появляется формирование таких черт как упрямство и несоблюдение иерархии в семье. Размах такого отклонения часто недооценивается родителями, у которых срабатывает защитный механизм, нежелание выйти из иллюзорного представления о положении вещей.

Очень важно при таком положении вещей дать понимание семье как целостной системе. При этом семья является динамической системой, со своими связями и взаимодействиями. В любой семье возникает кризисное состояние, которое ведет к новому уровню развития. Главное не упустить этот момент.

Как правило работа в данном направлении ведется на родительских собраниях и преподносится в виде сухого теоретического материала. Исходя из своего практического опыта, я предлагаю освоить данный аспект вещей через семинар-тренинг. Самое первое, с чего необходимо начать работу, это внутрисемейные отношения. Я в своей работе использую психодраматические техники, которые дают возможность не просто, что-то узнать во время тренинга. В процессе работы идет коррекция мешающих установок, появляется гибкость во взаимоотношениях с подростком. При обмене ролями происходит понимание, что руководит подростком в его стратегиях поведения и какое эмоциональное состояние сопровождает его. В результате такой работы у родителей появляется новая степень осознания себя и ребенка Данный семинар-тренинг позволит изменить родительские установки при восприятии своего ребенка, понимать позицию подростка, принимать его индивидуальные особенности.

Семинар — тренинг «Ваш стиль воспитания»

Структура :

I. Введение правил и принципов работы е группе:

1.Активность участников.

2.Уважительное отношения к высказыванию и мнению участников.

3.Правило «одного микрофона» (выслушивать и не перебивать каждого из участников)

4. Общение по принципу «здесь и сейчас».

5. «Я-высказывание»

6. Право сказать стоп.

7. Дополнительные правила, от группы.

II. Знакомства с членами группы.

III. Работа над темой.

IV. Обратная связь.

V. Подведение итогов

Время проведения 2 часа

Теоретическая часть

Понятие семья. Типология семьи, ее характеристики: семья закрытого типа, семья ситуативного типа, семья открытого типа, семья синхронного типа. Родительский потенциал. Родительские стили воспитания со своими установками и стратегиями. Устойчивость родительской позиции. Гибкость при установлении психологических границ с подростком.

Практическая часть

Тест «Кто Вы своему ребенку: родитель или приятель

Упражнение «Барометр стиля воспитания»

На одной стороне авторитарный стиль, на другой стороне либеральный стиль воспитания. При этом не говорится, о золотой середине демократического стиля, к этому должны прийти в процессе дискуссии. Участники выстраиваются в линию от одного стиля к другому и раскрывают свою позицию, активно ее обсуждают.

Упражнение «Семейные роли»

Участники делятся на равномерные группы: детей; родителей с авторитарным стилем, либеральным и демократическим. Выбираем стандартные ситуации: подросток поздно приходит домой, подросток скрыл информацию о своей успеваемости, подросток отказывается помогать в хозяйстве по дому, подросток обижает младшего сиблинга и т.д. Далее разыгрываем диалоги, из каждой группы ситуацию озвучивает один человек. Группы попеременно меняются стилями воспитания. В конце обсуждаем, что было трудно, что легко.

Семейный психолог, Психодраматерапевт — г. Ростов-на-Дону