Сборник материалов V ежегодной научно-практической конференции «Профессиональное здоровье специалистов экстремального профиля. Теория и практика», Ростов-на-Дону, 25-26 октября 2017 г. – М.: КРЕДО, 2017. – 148 с.

Роговенко Я. С., капитан внутренней службы, старший психолог Межрегионального отдела психологической работы ГУФСИН России по Ростовской области, г. Ростов-на-Дону, Россия

Психодрама в работе с кризисными состояниями

Аннотация: Кризисные состояния сопровождают человека на протяжении всей его жизни, кризисные переживания возникают не только в экстремальной или чрезвычайной ситуации.… Любое значимое для человека событие: изменение жизненной ситуации или внутренней позиции человека, также может переживаться как кризис. В перевозе с греческого «кризис» означает поворотный пункт, перелом. В психологической литературе достаточно широко и информативно описаны кризисы жизненного пути человека, становления как профессионала, семейные кризисы и кризисы, возникающие в межличностных отношениях в том числе. И, исходя из этого, кризис – это нормальное (здоровое) состояние развивающегося человека, что, в свою очередь никак не преуменьшает глубину и тягостность самого переживания. Каждый из нас проживал подобные состояния, когда, казалось «путь, может быть, и есть, а, вот идти, сил нет», и каждый из нас, преодолевая свои кризисы, находился лицом к лицу со своими внутреннему ресурсами. Избежать кризис получиться навряд ли, а вот достойно преодолеть его, выйдя победителем, нам поможет психодрама.

Ключевые слова: психодрама, теория ролей Я. Морено, кризисные состояния.

Групповая психотерапия — это метод, предохраняющий и стимулирующий механизмы саморегуляции естественной группы за счет использования одного человека в качестве терапевтического агента для другого.

Я.Л. Морено

Психодрама в основном известна как специфический психотерапевтический метод, созданный профессиональным врачом — психиатром Я.Л Морено. Но психодраматический подход выходит за рамки психотерапии. Это еще и обширный набор идей и техник, которые могут быть эффективны при самых разных формах индивидуальной и групповой работы [3].

Психодрама — метод терапии, в ходе которой клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывая сцены, имеющие отношение к его проблеме. Воспроизводимые сцены вместо того, чтобы рассказывать о них, разыгрываются, как если бы они происходили в данный момент, что придает им интенсивность и релевантность, дает возможность переделать, изменить свою жизнь здесь и сейчас. Любой поступок (действие) является выражением индивида, исполняющего ту или иную роль. Этот факт побудил Я. Л. Морено к разработке теории ролей и к следующему высказыванию относительно «Я»: «Непосредственно осязаемыми аспектами того, что называется «Я», являются роли, в которых оно действует» [3]. В своих ролях человек вступает в отношения с другими людьми и миром, самоактуализируется и меняет мир. Действуя в ролях, он формирует и изменяет условия, отчасти определяющие и оказывающие влияние на его сущность и поступки.

Кризисные состояния сопровождают человека на протяжении всей его жизни, кризисные переживания возникают не только в экстремальной или чрезвычайной ситуации.… Любое значимое для человека событие: изменение жизненной ситуации или внутренней позиции человека, также может переживаться как кризис. В перевозе с греческого «кризис» означает поворотный пункт, перелом. В психологической литературе достаточно широко и информативно описаны кризисы жизненного пути человека, становления как профессионала, семейные кризисы и кризисы, возникающие в межличностных отношениях в том числе. И, исходя из этого, кризис – это нормальное (здоровое) состояние развивающегося человека, что, в свою очередь никак не преуменьшает глубину и тягостность самого переживания. Каждый из нас проживал подобные состояния, когда, казалось «путь, может быть, и есть, а, вот идти, сил нет», и каждый из нас, преодолевая свои кризисы, находился лицом к лицу со своими внутреннему ресурсами.

В теории ролей Я. Л. Морено возникновение кризиса тесно связано с базовым понятием «спонтанность». Спонтанность выступает в качестве базового феномена изменений, происходящих с человеком, она имеет такое же важное значение для развития ребенка, как для формирования индивидуальных условий жизни в дальнейшем или для изменения общественных отношений. Морено дает следующее определение: конструктивная «спонтанность — это адекватная реакция на новые условия или новая реакция на старые условия» [3]. Если человек подавляет свою спонтанность, на собственном опыте изведав ее деструктивный потенциал, то это будет грозить ему оскудением и застоем всей его жизни и личности. Блокированная спонтанность, как считает Морено, вызывает неврозы креативности, то есть приводит к пассивности; такой человек, несмотря на высокий

интеллект и особые способности, которыми он может обладать, не способен ни проявить, ни задействовать их. Также, Морено вводит понятие «консерва», как отражение «законсервированности» творческого продукта, на уровне общества, это продукты культуры, архитектуры и т.д.

Психодраматическое действие:

Терапевтическая команда в психодраме состоит из четырех ролей (компонентов): ведущий, протагонист, вспомогательные я и участники группы. Пятый элемент, имеющий для терапии ключевое значение, — место действия, сцена.

(а) Ведущий — главный терапевт, выступает в качестве катализатора, режиссера и продюсера психодрамы.

(б) Протагонист — отдельный клиент из группы, оказывающийся в фокусе событий. Протагонистом может выступать и вся целиком группа.

(в) Помощники — члены группы, которых просят играть роли, служащие нуждам протагониста.

(г) Члены группы — все клиенты, из них выбираются помощники.

(д) Пространство действия — специально разработанная область (необязательно действительно сцена), где происходит разыгрывание ролей. В этом месте протагонист полностью управляет временем, пространством и реальностью. Место, где любой может быть старым или молодым, может путешествовать куда угодно и создавать что-либо реальное, воображаемое или желаемое [2].

Занятие психодрамы состоит из трех этапов: разминка, действие, завершение.

Разминка: задача этой стадии состоит в повышении уровня готовности участников группы быть действительно вовлеченными в психодраму и выявить протагониста для следующей стадии. В обычном занятии этап разминки может занимать до 15% всего времени. Во вновь сформированных группах первые несколько занятий целиком уходят на прелюдию последующих терапевтических событий.

Действие: это — сердцевина занятия. Стадия действия включает в себя три взаимопереходящих друг в друга части: 1) выявляет наличную трудность, переживаемую протагонистом. 2) «исследования и прояснения», содержащая несколько сцен/эпизодов, направленных на исследование данной проблемы. 3) «подведение итогов и поиск альтернатив» имеет дело с проигрыванием решений конфликтов.

1) Сценарий: Сценарий в целом (сюжет психодрамы) основан на нескольких сценах, т.е. ситуациях разыгрывания ролей, соединенных ключами, т.е. значимыми ассоциациями.

2) Сцены: сцена представляет конкретную ситуацию или эпизод [2].

Структура занятия:

Введение: «Кризис в теории ролей Я. Л. Морено» (флипчарт, маркеры).

Виньетки «Кризис – отражение в индивидуальном опыте». Материалы: метафорические ассоциативные карты.

Виньетки «Живая скульптура».

Шеринг.

Список литературы:

1. Барц Э. Игра в глубокое: Введение в психодраму / Пер. с нем. К. Б. Кузьминой. – М.: Независимая фирма «Класс», 2011. – 137 с. 2. Киппер Д. А. Основы психодрамы: понятия и принципы. / Пер. с нем. Н. Алмаева. — Иностранная психология, №3, 1994.

3. Лейтц Г. Сыграть свою жизнь на сцене. / пер. с фр. – М.: Академический Проект, 2008. – 132 с.

4. Эрлахер-Фаркас Б., Йорда К. Монодрама: Исцеляющая встреча. От психодрамы к индивидуальной терапии / пер. с нем.- К.: Ника-Центр, 2004. — 292 с.

Яна Сергеевна Роговенко
Психолог, Психодраматерапевт — г. Ростов-на-Дону