Супервизия

Когда обучение подходит к концу и обучающиеся уже накопили какой-то опыт, работая друг с другом, овладели необходимыми для работы знаниями и навыками и начинают консультировать реальных клиентов, начинается новый этап обучения – супервизия (надзор, наставничество).

Перед начинающим специалистом, выстраивающим терапевтический альянс, стоит одномоментно много задач, а навыки еще не автоматизированы, поэтому то одно, то другое выпадает из поля зрения. Даже если он отлично знает теорию и натренировался в использовании отдельных техник, у него возникают трудности с тем, чтобы уловить многочисленные нюансы во взаимодействии с клиентом и создать целостную картину его проблемной ситуации. В этом на первых порах очень помогает взгляд опытного коллеги, который поможет эту мозаику собрать и укажет на недостающие детали, о существовании которых начинающий терапевт может забыть.

Начинающий специалист может испытывать сильную тревогу по поводу правильности своих действий в процессе взаимодействия с клиентом и ему нужна поддержка опытного коллеги, с которым можно обсудить возникшие вопросы по конкретному материалу. Таким образом, супервизия – это прежде всего, сотрудничество двух профессионалов, в ходе которого начинающий терапевт может описать и проанализировать свою работу в условиях конфиденциальности для того, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности клиента. Участие в супервизии позволяет ему поделиться своими чувствами, выявить и обозначить затруднения, возникшие в работе с клиентом, получить обратную связь, проанализировать причины своих затруднений, наметить стратегию и пути дальнейшей работы с клиентом, а так же супервизорская поддержка позволяет терапевту разделить ответственность с супервизором за отдельные аспекты работы с клиентами. А задача супервизора заключается в том, чтобы помочь начинающему коллеге системно видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и поведение.

Итак, для начинающих психологов супервизия — важная часть процесса обучения. Но и опытные специалисты нуждаются в супервизионной поддержке для того, чтобы осознать наличие контрпереносных чувств, избежать «зависания» процесса, эмоционального выгорания. Часто нарушение отношений «клиент-терапевт» невозможно увидеть изнутри, можно почувствовать, что отношения строятся как-то не так, но причина этого ускользает. И только взгляд со стороны, помощь и поддержка супервизора могут помочь вовремя распознать суть происходящего и прояснить особенности отношений терапевта с клиентом.

Когда речь заходит о чувствах психолога, его личной вовлеченности в психотерапевтический процесс, важно помнить, что супервизия – это терапия терапии, а не терапия терапевта. В рамках супервизии важно обнаружить что именно во взаимоотношениях с клиентом провоцирует его на чрезмерную личную вовлеченность в процесс, что «выбивает» его из профессиональной позиции, делает уязвимым. А отрабатывать полученный материал необходимо в формате личной терапии.

Очень важно строго разграничивать эти процессы, т.к. у каждого из них свои задачи. Задачи супервизии — развитие профессиональных навыков и повышение эффективности специалиста в оказании помощи. Задачи психотерапии (в самой общей формулировке) — помочь человеку избавиться от личностных, социальных, эмоциональных и других проблем. Роль супервизируемого отличается от роли клиента. Супервизируемый, прежде всего, находится в профессиональной позиции и решает профессиональные задачи и внесение в этот контекст его личного конфликтного материала может иметь для него негативные последствия.

Формы супервизии:

  • Индивидуальная
  • Групповая
  • Коллегиальная

Индивидуальная супервизия.

Супервизия по контракту, заключенному с одним супервизируемым. Материалом для данного варианта супервизии может выступать доклад супервизируемого об одном терапевтическом случае индивидуальной работы с клиентом или сеансе групповой психотерапии, аудио-, видеозапись сессии (индивидуальной, семейной, групповой).

Индивидуальная супервизия является наиболее эффективной супервизией высокого уровня, требующей от супервизора большего количества времени, а от супервизируемого более тщательной подготовки представляемого материала. Работа супервизора состоит в анализе представленного материала (предварительно или по ходу наблюдения) и обсуждения его с супервизируемым.

Так при супервизии индивидуальной психотерапии обсуждаются следующие переменные:

  • правомерность диагноза (заболевание или проблемы);
  • концепция психосоциогенеза расстройства;
  • концепция стратегии вмешательства;
  • концептуальное соответствие психосоциогенеза и стратегии вмешательства;
  • обоснование выбора «мишени» для текущей работы;
  • выбор тактики и модели работы;
  • качество выполнения выбранных приемов психотерапии;
  • эффективность работы;
  • трудности и ошибки в проведении психотерапии (в установлении контакта, в стиле интервью, выполнении принципа информированного согласия, в целенаправленности, последовательности и мастерстве выполнения каждой из продемонстрированных техник).

Групповая супервизия

Цель групповой супервизии: расширение арсенала концепций, подходов, тактики и т.д. за счет мнений всех участников групповой супервизии. В качестве супервизируемого на каждой групповой сессии выступает один из участников группы по желанию или по графику, определяемому группой. Материалом для супервизии является устный доклад супервизируемого по одному терапевтическому случаю. Доклад адресуется супервизору и остальным участникам группы.

Основная задача супервизора – структурирование процесса супервизии. Дополнительные задачи: супервизор недирективным путем стремится к обучению супервизируемого и других участников группы использовать более результативные стратегии вмешательства; защищает супервизируемого от возможной депрессивной реакции на групповое давление (дебрифинг); наблюдает за общением в группе и следит за сохранением атмосферы безопасности; анализирует дополнительные составляющие контакта на допустимом для данной группы уровне (например, анализ сопротивления, переноса/контрпереноса и других психологических защит), способствует свободе и открытости высказываний, стимулирует развитие способности к концептуализации участников группы. Если в группе возникает ситуация давления на супервизируемого, супервизор стремится к минимизации агрессии (например, переключением внимания участников группы на анализ их собственных эмоций), но в обобщении может использовать информацию о групповой динамике для более продуктивной проработки особенностей контакта супервизируемого с пациентом.

Следует учитывать, что даже опытный специалист может дестабилизироваться, попав в роль супервизируемого. Следовательно, первостепенной задачей супервизора является умение создать условия, в которых процесс может протекать наиболее плодотворно. Этому способствуют правила, традиционно соблюдаемые группой: не оценивать, не критиковать, не спорить, не строить гипотез. Одной из задач супервизора на обучающих супервизиях является формирование у участников групп способности отслеживать собственные ощущения, чувства, мысли. Обучение протекает за счет грамотно предоставляемой обратной связи, которую помогает сформировать супервизор. Супервизия становится совместным поиском направления, стиля работы, а также подкреплением ресурсов молодого специалиста.

При супервизии групповой психотерапии обсуждаются следующие переменные:

  • модель групповой работы;
  • качество контакта с группой;
  • концепция стратегии вмешательства;
  • соответствие стратегии вмешательства избранной модели психотерапии;
  • обоснование выбора мишени для текущей работы;
  • выбор тактики и стиля работы;
  • качество выполнения избранных приемов психотерапии;
  • степень понимания и использования групповой динамики;
  • результативность работы;
  • трудности и ошибки в проведении групповой сессии.

При обсуждении результатов сеанса супервизор может давать супервизируемому описательную «обратную связь» по поводу таких личностно-профессиональных качеств супервизируемого, как эмпатия, конгруэнтность, аутентичность, спонтанность, активность, способность к концептуализации. При соответствующей подготовке супервизора и готовности коллеги к анализу и обсуждению подлежат и такие категории контакта, как перенос/противоперенос, «слепые пятна» в работе супервизируемого, что сопровождается рекомендациями по их проработке. В тоже время в контакте практикуются такие элементы психологической поддержки, которые снижают сопротивление, исключают отрицание, рационализацию и другие виды психологической защит

Коллегиальная супервизия (интервизия)

Коллегиальная супервизия (супервизорская груп­па терапевтов равного уровня) является разновидностью групповой супервизии. Такая группа коллег не является иерархической, ее участни­ки не имеют ни цели, ни соответствующей квалификации для оценки чьих-либо навыков терапии. Коллегиальная супервизия используется в тех случаях, когда у терапевта нет возможности получать квалифицированную индивидуальную супервизию, но есть возможность получать ее в группе примерно равных по опыту и возможностям коллег. Основное положение коллегиальной супервизии состоит в том, что индивидуум, тренирующий определенные навыки, может помочь другим индивидуумам тренировать те же навыки эффективно.

«Клиническая мудрость — это не то, что можно иметь; это состояние, к которому можно стремиться.  (Э Уильямс, 1995 г.)